С 01 сентября 2023 года в школах России реализуется Единая модель профессиональной ориентации (профориентационный минимум) на базе проекта «Билет в будущее» и в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Профориентационный минимум вводится с 1 сентября 2023 года для обучающихся 6-9 классов организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Цель — обеспечение профориентационной помощи каждому желающему обучающемуся 6–11 классов организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
- базовый уровень (не менее 40 часов в учебный год);
- основной уровень (не менее 60 часов в учебный год);
- продвинутый уровень (не менее 80 часов в учебный год).
Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
- профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
- урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
- внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
- воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
- дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
- профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
- взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).
Задачи Профориентационного минимума:
- Развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
- Разработка научно-обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
- Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- Подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
- Включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний — работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
- Включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Целевая аудитория – обучающиеся 6– 9 классов МБОУ «ООШ №2 ст. Кардоникской» , включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 9 . Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего6, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.