Советы психолога родителям по воспитанию и развитию детей
Актуальность: Одним из эффективных способов взаимодействия педагога-психолога с родителями в вопросах воспитания и взаимодействия с ребёнком в рамках дистанционных форм являются печатные формы передачи информации (брошюры, памятки и т.п.).
Цель памятки: формирование родительской компетенции в вопросах воспитания детей через печатные способы распространения психологической информации.
Уважаемые родители!
Предлагаем вам познакомиться с правилами воспитания и развития детей. Укрепляйте веру ребёнка в себя Самооценка ребёнка зависит от мнения его окружения: как относится семья к его успехам и неудачам, в младшем школьном возрасте – как его оценивает учитель, в подростковом возрасте – от группы ровесников, в которой находится учащийся.
Взрослым нужно помнить, что сравнивать ребёнка нужно только с ним самим. Для этого можно завести тетрадь успехов, отмечать каждый день маленькие победы ученика. Дети нуждаются в психологической поддержке значимых взрослых, особенно если им сложно в какой-то жизненной ситуации. Например, «Ты не сразу умел ходить и говорить, а сейчас ты делаешь это легко», « Мне тоже трудно давалась математика, мы вместе её одолеем».
Разделяйте свои желания и возможности ребёнка
Часто мы встречаемся с ситуацией, когда родители, особенно отцы, хотят видеть своих детей отличниками, с примерным поведением, стремящимся к получению знаний, самостоятельно изучающими учебные предметы. Но не всегда учащийся может освоить учебную программу без создания ему особых условий. Подростки, в силу возраста, уже не стремятся к знаниям, а хотят общения с друзьями. Семье ребёнка важно осознать, почему у детей возникают трудности, и это» просто лень» или причины кроются гораздо глубже. Разобраться в трудной ситуации, в которой оказался ребёнок, соизмерить свои ожидания и возможности ученика- это решение родителя, вместо навешивания на него чувства вины. Помочь в ситуации разграничения своих желаний, своих негативных эмоций и возможностей ребёнка помогут психологи.
Учитывайте возраст ребёнка
Ученику младшего школьного возраста трудно понять, для чего ему нужна учёба. В этом возрасте ещё очень сильна игровая мотивация, которую родители могут взять на вооружение. Например, поиграть в школу, где учитель – ребёнок, а непослушные дети – родители, братья, сестры и т.п.. «Помоги выучить своим ученикам таблицу умножения». Написать письмо Деду Морозу, другу, родственникам. Поиграть в волшебников, без ошибок написать вслух непонятные заклинания и т.д.
Для подростков можно весить напоминалки (чек-листы). Например, на входную дверь – « Возьми вторую обувь (спортивную форму и пр.) в школу». У стола – расписание уроков, позитивные фразы «Не ошибается то, кто ничего не делает», на двери холодильника – « Желаю всем хорошего дня» и пр.
Соблюдайте грань между контролем и свободой ребёнка
Дети младшего школьного возраста не могут в первое время самостоятельно собирать портфель, делать уроки, готовить школьную форму. Поэтому сначала родители выполняют эти задачи вместе с детьми, а постепенно передают эти обязанности самому учащемуся. Это же касается и домашних дел. Важно не возлагать ответственность за учебные дела на ученика полностью, если ребёнку трудно даётся обучение и в среднем звене. В пубертатном периоде нужно соблюдать личные границы как родителей, так и подростков. Используйте «Я-высказывания» в общении с детьми ( «Я радуюсь за тебя, когда комната сияет чистотой», «Мне трудно одной делать домашние дела. Предлагаю разделить обязанности по дому между всеми» и пр.). Чётко определите и совместно пропишите обязанности и права всех членов семьи, включая ребёнка, а также награды и санкции ребёнку за их невыполнение.
Быть родителем сложно и ответственно. Воспитывать детей вовсе не означает с утра до вечера читать им мораль. Надо быть примером для подражания всегда и во всем. Это непросто! Верно! Поэтому воспитание детей надо начинать с воспитания самих себя! Дайте возможность вашим детям гордиться своими родителями. И это – самое лучшее воспитание!